ГлавнаяНовостиЧему и как важно учить современных специалистов

Чему и как важно учить современных специалистов

16 сентября в онлайн- и офлайн-форматах состоялась большая конференция «YES SHE CAN!» – инициатива, направленная на развитие женского лидерства в сферах IT и STEM. Ряд сессий были посвящены темам, связанным с женскими бизнесами и стартапами. На площадке Иннополиса прошла встреча экспертов, посвященная вопросам образования и формирования условий для развития у подрастающего поколению предпринимательских качеств.

Модератором встречи выступил Василий Сикорский, кофаундер сервиса подбора детских лагерей vlagere.ru и онлайн-академии для детей Supra. Он подчеркнул, что вопрос о том, каким должно быть образование, стимулирующее развитие предпринимательских качеств, сегодня активно обсуждается в профессиональном сообществе. Финансовая и правовая грамотность, умения выстраивать коммуникации, четко формулировать и реализовывать идеи – это те компетенции, которые полезны не только в бизнесе или в любой другой профессии, но и в жизни. Именно поэтому сегодня так важно формировать качественное образовательное пространство, способное воспитать в подрастающем поколении все необходимые умения.

Встреча объединила экспертов, имеющих большой опыт в сфере образования, в реализации социальных и предпринимательских проектов. Спикеры поделились примерами успешных практик по развитию образовательной предпринимательской среды, а также выразили мнение, какие именно навыки необходимы современным специалистам.

Директор института дополнительного образования Университета Иннополис, кандидат филологических наук Мария Образцова рассказала о тех проектах, которые она реализует вместе с командой. С 2020 г. организация стала опорным центром подготовки кадров для цифровой экономики в России, объединив под своей эгидой ряд университетов. Сегодня в консорциум входят порядка 400 образовательных учреждений из 78 регионов страны.

Одна из главных задач сегодня, считает Мария Образцова, заключается в формировании предпринимательского мышления у специалистов из разных областей.

Практически все программы дополнительного образования Университета Иннополис включают курсы, связанные с предпринимательскими компетенциями. Эксперт уверена, что независимо от сферы деятельности человек должен уметь не только «упаковывать» результат своего труда, демонстрировать его ценность для общества, но и просчитывать все риски и возможности при реализации идей. Это важно и при подготовке научных статей, описывающих результаты значимых для общества исследований, и при подаче заявок на гранты для финансирования той или иной инициативы, и тем более при создании любого социального или коммерческого продукта.

Мария Образцова также поделилась опытом в реализации инициативы «Стартап как диплом». В рамках проекта, реализуемого при Министерстве образования и науки РФ, были отобраны университеты, готовые внедрять изменения в свои учебные планы. Суть инициативы заключается в том, чтобы студенты имели возможность создавать реальные предпринимательские и технологические проекты уже во время обучения и делать это не в свободное от занятий время, а в рамках основного образовательного процесса. При этом стартапы могли бы представлять собой выпускные квалификационные работы учащихся. Подобная практика уже внедрена в нескольких вузах страны.

Создавая и развивая реальные индустриальные проекты в процессе учебы, студенты получают ценный опыт и четкое понимание того, какими компетенциями они обладают, что умеют, в какой сфере могут быть полезны после выпуска из вуза.

Ректор Института гуманитарного образования и информационных технологий и Международного колледжа искусств и коммуникаций, доктор юридических наук Марина Волынкина рассказала об особенностях и принципах образовательного процесса в ее учебных учреждениях. Как для человека науки, многодетной мамы и новатора по духу для нее всегда было важно создать в институте и колледже атмосферу творчества, студенческой активности и позитива. Ректор уверена, что именно такая среда способствует формированию у подрастающего поколения тех самых предпринимательских качеств, о которых говорил Адам Смит: трудолюбия, активности и предприимчивости.

Помимо теоретических и практических дисциплин на базе учебных заведений действует ряд социальных проектов. Например, семь лет назад студенты и преподаватели вместе создали портал дополнительного образования «Одаренные дети», который сегодня объединяет 30 тысяч школьников со всех регионов России. Учащиеся института проводят для них вебинары и мастер-классы, конкурсы и акции. Для студентов это большой опыт взаимодействия с аудиторией, реализации идей и отработки разных профессиональных навыков. Вместе с учащимися старших курсов и выпускниками был создан еще один масштабный проект – информационное агентство Global Women Media. На сайте регулярно выходят интервью с женщинами-лидерами из разных стран мира.


Проекты позволяют студентам проявить такие качества, как энтузиазм, инициативность, целеустремленность и трудолюбие. Когда всё это «умножается» на системность, в результате рождается профессионализм. Уже к моменту выпуска из вуза независимо от выбранной специальности ребята становятся активными участниками предпринимательского сектора.

Главная особенность проектов заключается в том, что они являются социальными. Подобные инициативы способны дать подрастающему поколению важные ценностные и жизненные ориентиры. И это не менее важно для предпринимателя.
Любой бизнес должен основываться в первую очередь на общечеловеческих ценностях, только тогда он будет работать на благо общества.

Представитель от России в Women 20, член совета директоров корпорации «Синергия» Елена Мякотникова высказала мнение о том, что сегодня необходимо в целом менять отношение российского общества к предпринимательской деятельности. Она привела пример отличий восприятия бизнеса в разных странах. Так, в Америке считается похвальным стремление ребенка зарабатывать деньги. В фильмах часто показывают, как дети продают лимонад или печенье соседям. Более того, иногда им дают подобные задания в школах или скаутских кружках. В России же, как показывали опросы, проведенные всего несколько лет назад, многими родителями предпринимательство воспринимается как способ наживы или обмана людей. Некоторые признались, что считали бы «неприличным», если бы их ребенок начал продавать сладости или поделки знакомым.


К счастью, ситуация уже начинает меняться. У людей постепенно формируется понимание, что бизнес – это та сфера, которая помогает восполнять потребности и запросы общества.
Человек, который может предложить миру полезный или интересный продукт, обладает талантом, который необходимо развивать.

Стремительно меняется и отношение к «детскому» предпринимательству. В России появляется большое количество инструментов поддержки этого направления. Елена Мякотникова отметила, что сегодня в стране в качестве самозанятых зарегистрированы почти 50 тысяч подростков в возрасте от 14 до 18 лет. Это тот формат занятости, который позволяет легально вести бизнес с достаточно серьезным оборотом и при этом не требует сложных манипуляций с документами, а процент налогообложения сводит к минимуму.

Андрей Андрусов, заместитель директора Центра содействия инновациям в обществе «СОЛЬ», поделился наблюдениями, связанными с гендерным аспектом в предпринимательстве. Принимая участие в реализации образовательных программ для предпринимателей, команда заметила интересную статистику: среди новичков в бизнесе сегодня появляется всё больше женщин. Кроме того, «СОЛЬ» является организатором конкурса социальных предпринимателей. В этой сфере, отметил Андрей Андрусов, также преобладают женщины. Многие из них доходят до финала конкурса и одерживают победу. Всё это показывает, что бизнес-среда в стране развивается, становится всё более разнообразной и доступной.

Рассуждая об образовании и развитии предпринимательских качеств, Андрей Андрусов заметил важность обучения на конкретных примерах. Эксперт и сам преподает для школьников, часто основываясь на реальных историях и кейсах.


В случае с образовательными программами для взрослых предпринимателей большую эффективность показал метод обмена опытом между самими обучающимися. Как правило, преподаватели – это люди, имеющие серьезный багаж знаний, но акцентирующие внимание на педагогической, наставнической деятельности, в то время как предприниматели постоянно находятся в бизнес-среде и, как никто другой, знают о тенденциях, новшествах и особенностях работы в ней.

Все эксперты сессии единогласно согласились, что сегодня в стране уже формируется качественная образовательная среда для развития предпринимателей. Сделать ее лучше и эффективнее можно с помощью открытой коммуникации. Важно, чтобы действующие предприниматели не замалчивали существующие проблемы и трудности, предлагали варианты изменения ситуации к лучшему.

Василий Сикорский как амбассадор Школы управления «СКОЛКОВО» отметил, что, на его взгляд, организация также вносит мощный вклад в формирование предпринимательского мышления в обществе. Программы школы направлены на то, чтобы не только развить у обучающихся важные профессиональные навыки, но и показать ценностный «стержень» профессии, учат предпринимателей быть ответственными за свои действия и с гордостью нести свое дело в массы.
Важной частью развития предпринимательской культуры в обществе является продвижение позитивной предпринимательской повестки в медийном пространстве.

Модератор завершил встречу фразой известного инвестора и предпринимателя Наваля Равиканта, который мечтал о том, чтобы когда-нибудь на планете было столько же бизнесов, сколько и жителей. Если каждый человек разовьет в себе предпринимательские способности, то общество от этого только выиграет. Ведь хороший бизнес – это история не про прибыль и выгоду, а про изменение жизни людей к лучшему.

Источник: http://eawfpress.ru/press-tsentr/news/glav/biz/novaya-obrazovatelnaya-sreda-i-predprinimatelstvo/

Поделиться

Другие новости

Подпишитесь на рассылку Новостей