ГлавнаяОбразованиеСторителлингиНаталья Иванова: «Обучение и получение новых цифровых надпрофессиональных навыков становится главным трендом»

Наталья Иванова: «Обучение и получение новых цифровых надпрофессиональных навыков становится главным трендом»

Руководитель группы компаний IPR MEDIA и Ассоциации женщин-лидеров цифровой трансформации Наталья Иванова приняла участие в заседании Международного дискуссионного клуба Евразийского объединения женщин – региональных лидеров на тему «Цифровизация рабочих процессов. Трансформация занятости женщин во время пандемии, в постковидный период», который прошел в рамках XII Международного IT-Форума с участием стран БРИКС и ШОС в Ханты-Мансийске.

Наталья Иванова ответила на вопросы о развитии новых форматов в образовании, а также о роли женщины в IT-индустрии.

- Стабильно высокий спрос на разработчиков, аналитиков, project-менеджеров в сфере IT сохраняется уже несколько лет. На ваш взгляд, какие перспективы у этого направления?

- Сейчас мы видим, как меняется потребность в цифровых кадрах, она растет в геометрической прогрессии. Запросы со стороны рынка трансформируются под нужды цифровой экономики.

Данные аналитического отчета The Future of Jobs Report 2020 Всемирного экономического форума свидетельствуют о том, что уже к 2025 году 85 миллионов существующих рабочих мест будут неактуальными, но при этом появятся примерно 97 миллионов новых. Примерно каждый второй работник в мире должен будет актуализировать свои навыки. Самообучение взрослого трудоспособного населения становится главным трендом. Уже сейчас важно осуществлять доцифровизацию кадров на разных уровнях: от массовой модели переобучения, до модели one to one с участием менторов и экспертов-работодателей. Мы сейчас видим, как трансформируются профессии внутри и какие специалисты должны переобучаться для того, чтобы быть эффективными в цифровой экономике.

Важно, что этот же отчет приводит не только цифры, но и направления, которые станут востребованы. Возрастает запрос рынка на digital в различных сферах экономики: digital-маркетинг, digital-управление, digital-проектирование, digital-юриспруденция, digital-бухгалтерия.

То есть в любой профессии появляется цифровой компонент. Каждый будущий специалист, будь то врач, педагог или инженер, должен пройти ту самую надпрофессиональную доцифровизацию, которая позволит ему быть успешным в современном мире.

- Как же людям найти себя в меняющемся мире, как получить востребованную цифровую специальность?

- Мы должны понимать, что развитие внутри любых специальностей должно идти постоянно. Обучение в течение всей жизни, умение грамотно выстраивать собственную образовательную траекторию, получение новых надпрофессиональных цифровых компетенций становятся главным трендом и самыми важными навыками любого человека, который хочет быть успешным в будущем.

К примеру, операторы телеграфа раньше передавали сообщения азбукой Морзе и считались кастой избранных. Но с распространением телефонной связи эта специальность ушла. Так же с профессией программиста: мы уже сейчас можем создавать сайты самостоятельно с помощью различных инструментов и решений. Поэтому считаю, что некая «доцифровизация», «докрутка» и «досборка» любой профессии должна происходить внутри каждого человека.

Ассоциация женщин-лидеров цифровой трансформации ставит перед собой важную задачу - создание доступной системы доцифровизации кадров, цифровой платформы для агрегирования лучших практик и курсов, рейтингование программ дополнительного профессионального образования (ДПО), вовлечение трудоспособного населения в цифровую экономику, призыв к саморазвитию, создание программ, ориентированных на конкретного человека, чья жизнь и судьба меняется к лучшему.

- Но как этому человеку разобраться и выстроить свою персональную образовательную стратегию?

- Вот это самый большой вопрос. И здесь очень важную роль играют эксперты, менторы, которые способны помочь специалистам, помочь уже опытным людям, успешно работающим в своих сферах.

В то же время остро стоит вопрос экспертной оценки существующих программ переподготовки, их актуальности, полезности, востребованности. На цифровой платформе (маркетплейсе программ дополнительного профессионального образования), которую создает Ассоциация, как раз будут аккумулироваться курсы, университетские программы ДПО, прошедшие экспертное рейтингование.

Платформа не будет иметь ничего общего с такими продуктами как «Coursera», «Открытое образование» и др. Наша цель не разместить курс, а создать инструментарий, с помощью которого пользователь может узнать о его существовании, подать заявку и даже оплатить.

Работа в этом направлении началась не так давно, но за проектом стоит 15-летний опыт компании IPR MEDIA в сфере образования, который позволил накопить базу знаний, навыков и укрепить партнерские отношения. Компания сотрудничает с более чем 400 российскими вузами. На регулярных встречах с их руководителями мы видим, как остро нуждаются университеты в развитии собственных программ ДПО, особенно с учетом того, что это направление входит в программу «Приоритет 2030».

Сейчас компания реализует очень важную для доцифровизации кадров масштабную сетевую инициативу по развитию университетских и научных знаний IPR TRANSFER. Ключевыми партнерами выступают Агентство стратегических инициатив (АСИ), Российская государственная библиотека и Университет Иннополис. Инициатива предполагает создание Центров трансфера на базе учреждений высшего образования и научных организаций для консультационной работы и обмена опытом. Но самое главное - она поможет создать контент для подготовки цифровых специалистов в вузах, обеспечив качественной учебной литературой цифровые модули уже существующих программ обучения.

- Расскажите про маркетплейс курсов ДПО подробнее.

- Возьмем, к примеру, региональный вуз и разработанную им полезную программу обучения, которая не известна широкому кругу лиц. Экспертное сообщество позволит эту программу распространить за пределами университета, разместив информацию о ней в маркетплейсе, тем самым привлекая целевую аудиторию. Мы не только предложим подбор курсов, но и проведем их экспертную оценку и рейтингование, станем оператором массовых программ обучения.

В мае мы провели международную конференцию «Женщины-лидеры цифровой трансформации: образование, бизнес, промышленность» в формате онлайн, среди участников которой был руководящий состав ведущих российских университетов. Представители вузов говорили о своих программах и обозначили проблему нехватки коммуникаций.

Поддержка в этом направлении очень важна, и мы получили обратную связь от АСИ. Реакция на проект дает понимание, что он нужен, что рынок на пике. Сейчас немало попыток создать маркетплейсы, но мы выступаем как независимая площадка. Не представляем конкретный университет, а отдаем предпочтение тем интересным программам, которые отбирают эксперты.

- Как конкретно вы помогаете людям повысить свою квалификацию, получить востребованные цифровые компетенции?

- Ведется работа по созданию карьерно-образовательного интенсива «Счастливый билет в цифру». На мой взгляд, он не имеет аналогов: в нем выстроена цепочка от обучения до возможности трудоустройства.

Эксперт отбирает курс ДПО, обучение проходит под контролем и при поддержке ментора с конкретного предприятия. После стажировки те, кто успешно прошел программу, могут быть приняты на работу.

Наша задача: собрать заинтересованную группу, организовать работу экспертов и менторов, провести входное тестирование и сопровождать в течение всего обучения. По итогу мы измеряем результаты в виде конкретно устроенных работников с новыми компетенциями.

- На ваш взгляд, будет ли востребован такой интенсив?

- Нужно учитывать, что рынок онлайн-продуктов развивается быстро и очень важен отсев низкокачественных предложений. Экспертность и рейтингование будут как раз на руку. Никто не захочет слушать абстрактные истории, теории и лекции, потому что человеку важен конкретный кейс, который он сразу может применить и получить результат в виде поощрения, премии, экономии времени, повышения эффективности, карьерного роста или смены вида деятельности.

У цифровизации всего и вся есть и скрытые проблемы. Например, нередко человек учится, получает корочки, но высококвалифицированным специалистом не становится.

Сегодня есть возможность каждому заниматься своим делом, развивая свою экспертность, и продвигать его с помощью цифры. Одна из миссий Ассоциации – развивать человека и его уже имеющиеся компетенции.

- IT-индустрия шагает стремительно, устаревают не только технологии, но и гендерные стереотипы. Прокомментируйте, пожалуйста, с какими сложностями сегодня сталкивается женщина в этом направлении.

- Я - мама троих детей и создавала свой бизнес, когда узнала о том, что скоро у меня появится малыш. Поэтому, честно сказать, не вижу никаких преград для достижения женщинами своих целей, в том числе получения IT-специальностей. Мы более коммуникабельны и эмпатичны, умеем выходить из конфликтных ситуаций, многозадачны. Я считаю, что женщинам эти качества дают большие возможности для самоопределения в цифре и для того, чтобы стать эффективным управленцем.

Те девочки, девушки, женщины, которые идут в IT-индустрию, как правило, уже со школьной скамьи знают, есть ли у них способность к математике. А вот заставлять себя, превозмогать собственные склонности совершенно не нужно. Государство сейчас помогает школьникам с самоопределением, в образовательных организациях для этого проводятся специальные олимпиады.

При этом хочу подчеркнуть, что «цифра» не страшная, а интересная. Мой бизнес возник в 2005 году и впоследствии трансформировался в цифровой. У меня нет профильного образования, тем не менее, я руковожу штатом программистов, ставлю технические задания, потому что вижу, как эта система должна выглядеть и как отвечать на запросы потребителя.

В то же время специально для женщин разработано немало курсов и программ, которые помогают им найти себя и свое призвание, развить уже существующие навыки. Например, в июне я завершила обучение по образовательной программе «Женщина-лидер», которая реализуется Мастерской управления «Сенеж» президентской платформы «Россия - страна возможностей» при поддержке Совета Евразийского женского форума при Совете Федерации. И это обучение является органичным продолжением моей персональной образовательной траектории. Уверена, что знания можно получать всегда и везде, была бы цель и готовность ее достичь.

- На сайте компании вы указали, что для вас самое важное - никогда не останавливаться. Где берете энергию для новых высот? Как удается не выгореть?

Я по природе человек, который не может сидеть на месте. Поэтому вся компания работает именно с такой же скоростью – на опережение. Если взять лично меня, то, окончив вуз по специальности «Государственное и муниципальное управление», я стала чиновником. И поняла, что совсем это не мое. Я всегда в поисках чего-то нового, причем это не только бизнес-проекты.

Когда чувствуешь, что идея нужна и важна, то все остальное прикладывается само. В 2010 году мы запустили электронно-библиотечную систему, которая сейчас входит в тройку лучших по России. Можно было остановиться и не развиваться, но целый год во время пандемии мы смогли очень плодотворно поработать. За это время мы запустили два новых очень важных проекта. Это электронно-образовательный ресурс для среднего профессионального образования PROFобразование и платформа «Русский как иностранный» для вузов, которая обозначила нам точки взаимодействия с международными университетами. Здесь мы нашли запрос на экспорт образования и, сконцентрировавшись на теме изучения русского языка как иностранного, сделали платформу с необходимой научно-методической базой. Для студентов и преподавателей этот ресурс бесплатный.

Сейчас мы запустили большую онлайн-школу для иностранных студентов в рамках сетевого партнерства «Российские университеты-экспортеры». Оно создано в марте текущего года и на сегодняшний день объединяет порядка 20 вузов и экспертов, в том числе, для обмена практиками, повышения компетенций профессорско-преподавательского состава в части обучения иностранцев русскому языку, создания и совершенствования учебно-методических и контрольно-измерительных материалов.

Уже есть партнеры, которые оказывают поддержку, что само по себе заряжает энергией, придает уверенность.

Приглашение на Международный IT-Форум - тоже показатель того, что работа Ассоциации женщин-лидеров цифровой трансформации важна. Это дает мне силы двигаться дальше.

Ну и, конечно, простые человеческие радости, такие как семья, отдых с детьми, – все это дает энергию.

- И немного о личном. У вас есть хобби?

- Так как у меня в жизни постоянно происходит смена направлений, я не могу сказать, какое у меня хобби. Люблю заниматься спортом. Мне нравятся пробежки, и для меня это тоже зона баланса. Мне важно побыть одной какое-то время, чтобы наполниться. Но создание важных проектов, возможность развиваться самой и помогать развиваться другим – моя самая главная миссия.

Фото мероприятия

Поделиться

Другие новости